Процесс

Реквизиты для уплаты госпошлины

Банк

Отделение Томск г.Томск

Получатель

УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску)

Расчетный счет

40101810900000010007

ИНН

7021022569

КПП

701701001

БИК

046902001

ОКТМО

69701000

КБК

18210801000011000110

Третейские суды

Третейские суды

Понятие и порядок создания

01.09.2016 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее - Закон об арбитраже), которым существенно изменены правила организации деятельности третейских судов. С этой даты нормы Федерального закона от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона об арбитраже (ч. 7 ст. 52 Закона об арбитраже).

Законом об арбитраже разграничены понятия «третейский суд» и «постоянно действующее арбитражное учреждение».

Постоянно действующее арбитражное учреждение представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора (ч. 3, 9 ст. 2 Закона об арбитраже).

Под третейским судом понимается единоличный арбитр или коллегия арбитров, осуществляющие разрешение споров между сторонами гражданско-правовых отношений, переданных на рассмотрение третейского суда в соответствии с арбитражным соглашением (ч. 2, 16 ст. 2, ст. 7 Закона об арбитраже).

Таким образом, третейский суд осуществляет разрешение споров по существу, постоянно действующее арбитражное учреждение выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.

Различается два вида арбитража:

- третейский суд, сформированный и осуществляющий свою деятельность при содействии и в соответствии с правилами постоянно действующего арбитражного учреждения (п. п. 5, 13 ч. 5 ст. 45 Закона об арбитраже);

- третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (за исключением возможного выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража) (ч. 17 ст. 2 Закона об арбитраже).

Законом об арбитраже введено понятие постоянно действующего арбитражного учреждения - подразделения некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража (третейского разбирательства).  Постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии с Законом об арбитраже предоставляется некоммерческой организации актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время - Министерство юстиции Российской Федерации), принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (ч.4 ст.44 Закона об арбитраже)

Некоммерческая организация, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, или иностранное арбитражное учреждение подготавливает и представляет в Минюст России комплект документов для рассмотрения его Советом по совершенствованию третейского разбирательства.

После предоставления некоммерческой организации права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения она обязана разместить на своем сайте в сети Интернет депонированные правила арбитража и уведомить об этом в письменной форме Минюст России (ч. 13 ст. 44 Закона об арбитраже)

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет депонирование правил постоянно действующих арбитражных учреждений и утверждает перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями, который ведется в электронной форме и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Минюста России.

Постоянно действующие третейские суды, существовавшие по состоянию на 01.09.2016, должны получить право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения до 01.11.2017, начиная с этой даты они будут не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража (ч. 13 ст. 52 Закона об арбитраже).

Администрирование арбитража организациями, не получившими такое право в установленном порядке также недопустимо.

По состоянию на 30.06.2020 в Российской Федерации работают семь арбитражных учреждений:

– Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ;

– Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ;

– Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей»;

– Российский арбитражный центр при автономной некоммерческой организации «Российский Институт современного арбитража»;

– «Национальный Центр Спортивного Арбитража» при автономной некоммерческой организации «Спортивная Арбитражная Палата»;

– Гонконгский арбитражный центр;

– Венский международный арбитражный центр (VIAC).

Информация о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, размещается на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (вкладка «Деятельность в сфере третейского разбирательства»).

Компетенция третейского суда

Споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подлежащие рассмотрению арбитражными судами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения (ч. 1 ст. 33 АПК РФ). Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда:

1) споры о несостоятельности (банкротстве);

2) споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам;

4) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

5) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

6) дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

7) дела о защите прав и законных интересов группы лиц;

8) корпоративные споры, предусмотренные п. п. 1 - 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ;

9) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;

10) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

11) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;

12) иные споры в случаях, прямо предусмотренные федеральным законом (в частности, п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Исполнение и оспаривание решения третейского суда

Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо (ст. 38 Закона об арбитраже).

Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа (ч. 1 ст. 41 Закона об арбитраже, ст. 236 АПК РФ).

Решение третейского суда может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством (ст. 233 АПК РФ).

Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом лишь в случае, если сторона, подающая заявление об отмене такого решения, представит доказательства того, что:

1) одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;

2) третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по праву Российской Федерации;

3) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, может быть отменена только та часть решения, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением;

4) состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;

5) сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения.

Арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что:

1) спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;

2) решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации.