Процесс

Реквизиты для уплаты госпошлины

Банк

Отделение Томск г.Томск

Получатель

УФК по Томской области (ИФНС России по г. Томску)

Расчетный счет

40101810900000010007

ИНН

7021022569

КПП

701701001

БИК

046902001

ОКТМО

69701000

КБК

18210801000011000110

Медиация и другие примирительные процедуры

Медиация и другие примирительные процедуры

Стороны могут примириться на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации.
При этом частью 1 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора.

Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах.

Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

 Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры посредника, в том числе медиатора, судебного примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение.

Примирение сторон возможно на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.

Преимущества использования примирительных процедур:

  1. ЭФФЕКТИВНО: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются гораздо чаще, чем судебные решения.
  2. НЕДОРОГО: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.
  3. БЫСТРО: при желании можно урегулировать спор буквально за несколько часов.
  4. СОХРАНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ СВЯЗЕЙ: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
  5. ЗАЩИТА «СЛАБОЙ» СТОРОНЫ, которая не всегда имеет возможность привлечь для защиты своих интересов высококвалифицированных юристов.
  6. ВСЕ В РУКАХ СТОРОН: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.
  7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНО: примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.
  8. ОРИЕНТАЦИЯ НА ИНТЕРЕСЫ СТОРОН: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.
  9. ВЫБОР ПОСРЕДНИКА (МЕДИАТОРА): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.
  10. КОМФОРТ, ДОВЕРИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

Споры могут быть урегулированы путем проведения

переговоров,

посредничества, в том числе:

медиации,

судебного примирения,

или использования других примирительных процедур, если это не противоречит федеральному закону.

Переговоры - вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно урегулируют конфликт.

Переговоры - одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, поскольку переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение предмета спора.

Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.

Медиация - процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.

Порядок и особенности проведения процедуры медиации регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации).

Для использования примирительных процедур в арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (проведение переговоров) или об отложении судебного разбирательства (проведение переговоров или процедуры медиации).

В целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).

В процессе поиска медиатора, практикующего в конкретном регионе России, можно использовать любые доступные источники информации, начиная от рекомендаций и заканчивая поисковыми системами и специализированными сайтами в сети Интернет.

Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (ч. 3 ст. 9 Закона о медиации).

По информации, размещенной на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению процедуры медиации, имеются в соседних регионах – в г. Новосибирске, г. Красноярске, г. Барнауле (со списком организаций можно ознакомиться здесь: http://arbitr.ru/conciliation/).

Список медиаторов и организаций, осуществляющих деятельность в Томской области*  >>

*Организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут направить в Арбитражный суд Томской области информацию об осуществлении ими деятельности по организации проведения этой процедуры для размещения соответствующих сведений в данном разделе сайта арбитражного суда, а также в здании арбитражного суда в виде печатных материалов (при этом рекомендуется указывать полное наименование юридического лица, его местонахождение и контактную информацию) по адресу электронной почты: info@tomsk.arbitr.ru.

Томские СМИ о медиации:

Образцы соглашений

Федеральным законом от 26.07.2019 №197-ФЗ в арбитражном процессе расширился список примирительных процедур – добавилась такая процедура, как судебное примирение.

Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).

 Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Регламентом (ссылка: http://www.supcourt.ru/documents/own/28380/)  проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.

Судебным примирителем является судья в отставке. Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.

Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений Арбитражного процессуального кодекса РФ и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

 Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.

 В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного также на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия арбитражного суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.

Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.

Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.

Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.

Результатом примирительных процедур могут стать:

- по делам, возникающим из гражданских правоотношений:

  • заключение мирового соглашения (ст.ст. 139 - 142 АПК РФ);
  • отказ от иска (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
  • признание иска (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
  • признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
  • заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

- по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений:

  • заключение соглашения (гл. 15ст. 190 АПК РФ);
  • отказ от требований (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
  • признание требований (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
  • признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
  • заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

В случае примирения (при заключении мирового соглашения, отказа от иска, его признании и др.) предусмотрена возможность возврата государственной пошлины:

 - 70% от суммы уплаченной госпошлины - до принятия решения судом первой инстанции;

- 50% - на стадии рассмотрения дела в апелляции;

- 30% - на стадии рассмотрения в кассации или в порядке надзора.